ТОЛЕРАНТНОСТЬ -  ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Зиннурова Алия Наиловна,  воспитатель, ГОУ СО  Екатеринбургская школа-интернат №6

Вопросы успешного обучения, реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья должны решаться во всех коррекционных школах и, конечно, в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет, что духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем,
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России               

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникает в школьную среду. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей. Но такие изменения невозможны без усилий самой личности, связанные с процессами самопонимания, самоопределения, самостроительства.

Однако существуют и факторы, препятствующие этому:

Во–первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.

Во–вторых, это развившееся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающими финансовыми трудностями. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются молодежи и детям.

В–третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого и зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

Проблема формирования толерантности у детей в условиях школы – интерната очень актуальна по следующим причинам:

  1. В нашу школу поступают дети из различных городов и районов Свердловской области, богатых своими традициями, национальными устоями.
  2. Часть детей поступает к нам из семей, прибывших из стран Ближнего Зарубежья. Также в последнее время значительно увеличилось количество детей из смешанных браков.
  3. Третья часть детей – из семей, в которых доминирует интолерантная направленность в отношениях с окружающими. У детей из таких семей нарушены навыки социального общения, которые усугубляются логопедическими нарушениями. Отсюда нередко возникают конфликты, т.к. дети считают себя лучшими; они завистливы, высокомерны, нетерпимы к окружающим и к замечаниям в свой адрес.

  Третья группа детей не приемлет нахождение в социуме детей из первых двух групп. Поэтому возникают конфликтные ситуации, проблема проведения каких – либо мероприятий.

Причинами возникновения негативных качеств в поведении детей, на мой взгляд, являются:

социальные (разрушение института семьи у нас в стране, возросшая эмансипация женщин, уничижение роли мужчины; нарушение «советских» традиций дошкольного воспитания детей (см. Программу воспитания и обучения в детском саду), уничтожение сети дошкольных учреждений, в результате чего большая часть детей лишилась возможности посещать детские сады; в связи с развитием рыночных отношений изменилась иерархия человеческих качеств (если раньше положительными считались такие качества личности, как доброта, отзывчивость, сопереживание и т. п., то сейчас доминируют предприимчивость, умение «преподнести     себя», целеустремленность);

исторические (с образованием России как государства, ставшего на  демократический путь развития, из календаря исчезли  праздничные даты (7 Ноября, 1Мая), праздник 9 Мая, как  День Победы, уже не имеет интернациональной значимости, а само значение слова «интернациональность» исчезло из обихода; в связи с последними военными и террористическими событиями  на территории России и стран СНГ в работе СМИ, а также в художественных и документальных фильмах доминирует информация о противостоянии представителей разных национальностей, а не сострадание, сопереживание к людям, живущим на этой территории, а также к беженцам и вынужденным переселенцам.

Отсюда следует: ограниченные знания о культурном наследии народностей, населяющих территорию России (это и устное народное творчество, и изобразительное искусство, и бытовые устои) порождают массу негативных эмоций по отношению к этим людям.

Поэтому ведущим направлением воспитательной работы с детьми выбрано воспитание детей через формирование у них толерантного сознания.

Основными задачами стали: развитие у детей интереса к историческому развитию и людям родного края, воспитание в детях терпимого отношения к неудачам сверстников в группе, уважение к точке зрения другого ребенка, воспитание умения поддерживать добрые, дружеские отношения  с детьми, имеющими отклонения в физическом развитии (дети с ОВЗ), с детьми низкого социального уровня, с детьми – инвалидами, с  детьми из многодетных семей, с детьми из семей переселенцев, с детьми из так называемых «неблагополучных» семей.

Работа по формированию толерантности  проводится  во внеурочное время с помощью хорошо известных педагогических технологий: тренинг общения (индивидуальный и групповой), специальные психотехнические упражнения (одновременно являются способом диагностики и фактором развития толерантности в группе), ролевые игры.

Хороший эффект по формированию толерантности дают такие апробированные методы, как:

  • чтение и инсценирование сказок («Царевна – лягушка», «Хроменькая уточка», «Гадкий утенок», «Серая Шейка», «Репка» и др.)
  • устные сообщения учащихся
  •  тестирование  детей и родителей (при их наличии)
  • анкетирование (как детей, так и родителей)
  • работа в парах, составление и отгадывание кроссвордов, ребусов и т.д. с использованием национальных мотивов (орнамент, традиционные национальные цвета или иллюстрации)
  • разучивание национальных танцев
  •  экскурсии в музеи и на выставки декоративно – прикладного творчества
  • разработка сценариев национальных праздников («Масленица», «Сабантуй», «Навруз», «Вайнахт», «Алла – алан» и др.)
  • семинары для родителей

        Всем хорошо известно, что дети учатся не на том, что мы им говорим, а на том, что делаем сами. И пока мы позволяем себе говорить или даже думать: «выселить бы всех этих» или «твоего мнения никто не спрашивает – мал еще!» - до тех пор будут у нас национальные конфликты. В условиях школы – интерната формирование чувств толерантности – основа жизни школьного коллектива. Младшим школьникам пока трудно оценивать национальные особенности своих одноклассников, но воспитание чувств уважения, понимания своего одноклассника является главной задачей любого педагога.