ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Зелик Людмила Александровна, 
учитель СКОШИ №56.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, Отечеству.

Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно нам и  словосочетание «Родина – мать», поэтому очень важно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма.

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта «История семьи в истории России». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся начальной школы.

Цель проекта: воспитание гражданственности, патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечение подвига членов семьи в Великой Отечественной войне; повышение интереса к истории Родины.

Задачи проекта:

– воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;

– формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите, выполнению гражданского долга;

– формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для обучающихся формы активности;

– вовлечение школьников, их родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы;

– укрепление общих интересов в семьях путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;

– формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам;

– повышение мотивации к учению, познавательной активности, способности самореализации учащихся.

Одним из видов работ в рамках проекта были исследовательские работы детей совместно с родителями по изучению истории семьи. Дети подготовили сообщения, фотографии, книги, презентации, в которых рассказывали о своих прадедушках и прабабушках – участниках Великой Отечественной войны 1941-1945гг. С большой гордостью учащиеся 1 класса поведали своим одноклассникам об участии семьи в судьбе России.

Ниже приведены выдержки из работ учащихся 1 класса школы-интерната №56.

Юля Г., 1 класс:

«Моего прадедушку звали Шавкунов Николай Романович. Он был участником Великой Отечественной войны. В 1943 г. пошёл добровольцем на фронт, когда ему было всего 17 лет. Участвуя в боевых действиях, прадедушка получил ранение и лежал в госпитале, но потом вновь вернулся в строй. Освобождая города от захватчиков, дошёл до самого Берлина. За отвагу и другие заслуги Николай Романович был награждён медалями.

Моя прабабушка  Шавкунова Вера Никитична во время войны была ещё девочкой. Несмотря на свой возраст с утра до позднего вечера с другими женщинами работала в колхозе, выращивала на полях Краснодарского края сельскохозяйственные культуры, которые отправляли на фронт.

С окончанием войны для моих прадедушки и прабабушки началась новая, счастливая жизнь. Они не дожили до моего рождения, но я очень горжусь ими»!»

Влад П., 1 класс:

Мой прадедушка Рубцов Анатолий Анисимович участвовал в бою на Курской дуге, за что был награждён «Орденом Красной звезды». 13 июля 1943 г. был ранен вражеской пулей в висок. Пуля вылетела  через глаз с попаданием осколка в другой глаз. В госпитале его чудом спасли, но зрение вернуть не удалось. Медсестра привезла его к прабабушке Рубцовой Марии Степановне. Прабабушка жила в деревне, работала в колхозе, вязала варежки, свитера, шарфы на фронт солдатам. Они прошли войну. Теперь их уже нет в живых, но День Победы для нашей семьи всегда был особенным праздником!»

Данил А., 1 класс:

«Мои прадедушки Габдуллин Фидай, Акушев Василий и прабабушка Акушева Катерина во время войны были тружениками тыла. Когда началась война, им было по 12 лет. Они вместе со взрослыми обрабатывали поля, сажали хлеб. Бывало, что сеяли и собирали урожай руками. По ночам пасли лошадей. Было очень тяжело. До сих пор вспоминают военное время со слезами на глазах. Когда закончилась война, очень обрадовались…»

Ирина С., 1 класс:

«Моя прабабушка Ларионова Апполинария Ефимовна в 1944 году закончила Ирбитское медицинское училище. Её направили в госпиталь ухаживать за ранеными солдатами. Она прошла через суровые испытания Великой Отечественной войны. Она всегда сохраняла стойкость, силу духа, веру в правое дело. Моей прабабушке недавно исполнилось 90 лет».

Саша К., 1 класс:

«Мой прадедушка Чернавских Иван Константинович родился 22.07.1924г. в с.Горный Щит. В военные годы служил на Грузинской границе, город Ош. Работал в геологоразведке водителем. Моя прабабушка Чернавских Валентина Васильевна родилась 24.02.1927. в с.Большое Седельниково. В военные годы работала воспитателем, садоводом, тепличницей»

Основной задачей патриотического воспитания нового поколения является развитие национального и патриотического самосознания нового поколения граждан великой страны. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.

На наш взгляд, рассказать о мужественном подвиге членов семьи, о нелегкой участи, которая их постигла, значит отдать должное памяти своих героев.

Герои живы, пока живы их подвиги в сердцах народа…