ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РЕЧЕВОЙ ШКОЛЕ 

Смирнова К.Г.,педагог дополнительного образования СКОШИ №56 г. Екатеринбурга

Основное направление работы  речевой школы – ранняя реабилитация, адаптация и социализация детей с речевой патологией, развитие коммуникативных умений и навыков.

93 % учащихся речевой школы имеют диагноз «дизартрия».  Особенность дизартрии у детей в том, что часто она имеет смешанный характер с сочетанием различных нарушений. Это связано с тем, что воздействие вредоносного фактора на развивающийся мозг зачастую носит не локальный характер.  Детская дизартрия сопровождается двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.  У  учащихся речевой школы наблюдается общая моторная неловкость.  Ребёнок с дизартрией затрудняется в выполнении многих физических упражнений доступных для детей, не имеющих нарушений (прыжки на одной ноге, удержание заданной позы и т. д.).

Для многих таких  детей характерно замедленное формирование и пространственно-временных представлений,  оптико-пространственного гнозиса.  Обучение ребенка в школе проводится по разным направлениям:  исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны и грамматического строя речи, совершенствование дикции, развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной).  Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа проводиться совместно с логопедом,  врачом-психоневрологом, педиатром и специалистом по лечебной физкультуре.

Цели проведения занятий ЛФК в речевой школе:

  • Активизация защитных сил организма детей.
  • Выработка правильной устойчивой осанки, укрепление гибкости позвоночника.
  • Укрепление мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата.
  •  Развитие пространственной ориентации и координации детей..
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся.
  • Развитие общей организованности, внимания.

По медицинским показаниям в школе рекомендованы занятия ЛФК – 60 учащимся. Выявлено, что наиболее частые нарушения -  это нарушения осанки -  имеют 30 человек  - 50%  детей, плоскостопие  у 24 человек -  40%, сколиоз –   у  5 человек - 8,3%.

Для проведения занятий лечебной физкультурой  выделено 9 часов в неделю. Сформировано 5 групп по 12 человек (1 группа – подготовительные классы; 2,3 группа- 1 классы; 4 группа -2 классы; 5 группа -3,4 классы). Каждая группа делится на подгруппы в зависимости от ведущего диагноза - (нарушение осанки,  плоскостопие). Учащиеся П-2 классов занимаются 2 раза в неделю, 3-4 классы – 1раз в неделю по 40 минут.

Структура занятий: 10 минут - подготовительная часть (разминка, общеукрепляющие упражнения),  20 минут – основная часть (каждой подгруппе даются задания на развитие, корректирование работы  определённых групп мышц), 10 минут - заключительная часть  (подвижная игра).

В разминочной части проводятся упражнения с различными предметами (набивные и резиновые мячи, мешочки с песком, обручи, палки и т.п.) , направленные на укрепление мышц плечевого пояса, равновесие: («Замочек»,  «Дощечка», «Пчёлка»,  «Мельница»,  «Пловец»,  «Аист»,  «Петушок»,  «Ласточка» и др.).

В основной части используются упражнения:

  1. Для подгрупп с нарушением осанки направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса:
  • путём прогиба назад  («Кораблик»,  «Змея»,  «Кошечка»,  «Лодочка»,  «Колечко»,  «Мостик»);
  •  путём наклона вперёд  («Книжка»,  «Птица»,  «Страус»,  «Летучая мышь»,  «Носорог»,  «Улитка»,  «Горка») ;
  • путём поворота туловища  и наклона его в сторону (« Маятник», «Морская звезда»,  «Лисичка», «Месяц»,  «Орешек»,  «Муравей», «Стрекоза»).
  1. Основные виды упражнений для развития стоп: «Ходьба»,  «Лошадка»,  «Гусеница»,  «Медвежонок», «Лягушонок».

Э.В.Пласкунова рекомендует у детей с нарушениями речи в начале обучения совершенствовать самые простые движения, осуществляя контроль над качеством их выполнения. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Разучивать движения нужно в медленном темпе, чтобы проследить, какие ошибки допускают дети, и своевременно их устранять.

При проведении заключительной части занятия используются подвижные, танцевальные  игры («Утята», «Стирка», «Полька», «Кузнечик», «Найди свой домик», «Качели»,  «Кто лишний?» и др.) ,  способствующие расслаблению, развитию навыков общения, раскованного движения, ориентировки в пространстве.

При работе с детьми целесообразно включать эмоциональные и веселые подвижные игры, помогающие каждому ребенку проявить имеющиеся у него двигательные возможности. При этом нельзя как необоснованно слишком усложнять, так и неоправданно упрощать содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; нужно учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений и навыков, но и какой ценой это достигнуто.

В программе по ЛФК  для учащихся с ТНР учтены особенности физического состояния и функциональных возможностей организма этих детей. Эти особенности диктуют необходимость включения речевых элементов в процесс выполнения физических упражнений и подвижных игр. Подвижные игры с речевым сопровождением  позволяют детям с речевыми нарушениями преодолевать трудности в координации слова и движения. Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве. Это такие игры,  как  «Закончи фразу», «Шаги»,  «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком». Также вводятся логопедические минутки, позволяющие четко отделить одну часть занятия от другой за счет смены характера деятельности ребенка (с выполнения физических упражнений на  развитие речи: разучивание новых слов, видов спорта, инвентаря, названий игр, которые используются на данном занятии; на упражнения направленные на развитие дыхания, силы голоса и т.п.).

Установлено, что направленное физическое воспитание школьников младших классов с тяжелыми нарушениями речи в комплексе с логопедическими упражнениями, выполняемыми на уроках физкультуры, в 34,3% случаев ускоряет процесс физического развития и совершенствования сердечнососудистой и дыхательной систем.

Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического развития учащихся проводятся мониторинговые исследования: методами педагогического наблюдения, тестирования, медицинского контроля.
Тестирование проходит в начале и конце года (при необходимости, возможно определять и промежуточные результаты). Результативность представлена в балловой системе.  В перспективе планируется оформление карт здоровья, в которых фиксируются все достижения учащихся, рекомендации врачей,

 логопеда и специалиста по ЛФК.