ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Рубцова Т.Н. учитель ВКК                                                          СКОШИ №56, г.Екатеринбурга

Современная реформа образования определила четкие образовательные цели и задачи.  Подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда,  общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для формирования  учебно-познавательной деятельности школьников, способствующее приобретению глубоких и прочных знаний.

 В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение  современного качества образования на основе сохранения  его фундаментальности  и соответствия  актуальным и перспективным потребностям личности и общества». В соответствии с этим, ожидаемые результаты обучения определены в виде ключевых компетенций выпускника.

Одной из основополагающих из них является коммуникативная компетенция. Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка – важнейшая задача  учителя, как в общеобразовательной, так и специальной школе.

  Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что в школе медленно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена. Основными задачами формирования коммуникативной компетенции являются: формирование функциональной грамотности учащихся, продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи, формирование у учащихся "общелингвистической компетентности", что необходимо для успешного овладения другими предметами [Ладыженская].

Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому в первую очередь реализуется возможность ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от их личностно-психологических и физиологических особенностей.

При содержательном наполнении коммуникативной компетенции основной акцент должен быть сделан на способах деятельности учащихся так, как  главной особенностью обучения   речевых детей является обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам и характеру речевого нарушения.      

Предъявляются особые требования к организации процесса обучения, выбору  технологий, способов и методов  обучения учащихся с ТНР. Педагогические технологии должны отвечать следующим требованиям: направлять на развитие мышления, обучать анализу,  умению самостоятельно добывать знания, делать выбор.

Для определения педагогических технологий необходимо знание педагогами психоло­гической структуры познавательных процессов детей, законов их формирования.

         Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

О степени сохранности информации в памяти можно судить по результатам исследований психологов (данные представлены на Диаграмме)

        Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

О целесообразности использования ИКТ в обучении школьников, имеющих ОНР,  говорят такие их  особенности,  как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с  вербально логическим,  а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов,  с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки.

      В единой образовательной среде речевой школы ИКТ не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, они решают определенный круг задач, таких как, например, высвобождение времени учителя, осуществление индивидуального подхода к ученику, содействие самостоятельной и творческой работе ученика, поддержка коллективной работы. Учитель по-прежнему остается критичным звеном процесса обучения, с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и курирования обучения  всего класса или конкретного ученика. 

Цели внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс:

Основные принципы использования ИКТ:

развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

Общие методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • наглядные методы (демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (практические компьютерные работы);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;

Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов).

          Установлено, что наиболее перспективной формой компьютерных учебных программ для уроков комбинированные программы, сочетающие в себе свойства учебника, тренажёра и контролёра. (Примером такой программы могут служить уроки русского языка Кирилла и Мефодия). По мнению проф. С.И.Львовой, несомненным достоинством данных программ является «органическая связь и сочетаемость с традиционными, проверенными временем методами и приёмами обучения, что существенно облегчает их применение в школьном преподавании и способствует поддержке обучающей деятельности учителя и учебной деятельности школьников на разных этапах обучения».

 Применение средств ИКТ эффективно:

  • при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций, интерактивная доска);
  • на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажеры);
  • при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля);
  • при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы);
  • для индивидуальной тренировки всех компонентов речи учащихся учащегося: звукопроизношения, дыхания, силы голоса, а также  внимания, памяти, мышления и т.п.

Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся.

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер представляет собой:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

  • средство подготовки текстов, их хранение;
  • графический редактор;
  • средство подготовки выступлений;
  • вычислительная машина больших возможностей.

В зависимости от типа урока возможны следующие варианты построения учи­телем своей работы.

1. Урок объяснения нового материала: актуализация знаний; объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск); первоначальное закрепление; подведение итогов.

2. Урок контроля и проверки знаний: творческая работа (индивидуально или по группам — написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы — анализ источников, документов — 20—25 мин.); компьютерное тестирование (используется компьютерный класс, — 10 мин.); подведение итогов.

3. Урок повторения пройденного материала: актуализация знаний; творческие лаборатории (работа по парам или группам; поиск информации на компакт-диске или в Интернете); рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор); подведение итогов.

Одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является проблемное обучение. Оно заключается в создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, воспитания  у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации.

При работе учеников над проектом изменяются задачи преподавателя, который должен стимулировать и поддерживать интерес школьников, направлять деятельность, своевременно задавая вопросы и помогая в преодолении технических трудностей, организовывать обсуждение, стимулировать выработку идей, помогать в работе над литературой и в составлении отчёта. Обычно над проектом работает несколько человек, общаясь между собой, возможна и индивидуальная работа над проектом. Учителю необходимо учитывать

методические рекомендации для организации проектной деятельности младших школьников:

  • индивидуальный контакт ребёнка с преподавателем-консультантом;
  • «внедрение» преподавателя в исследовательскую группу детей на принципе равных интересов;
  • проект должен быть небольшим;
  • проект должен побуждать к получению новых знаний;
  • проект должен иметь полезный результат, общественное признание.

ПРИМЕР ПРОЕКТА

              Особенностями компьютерного обучения является пошаговость в организации учебного процесса, наличие обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе. Для компьютерного тестирования использую как тесты, разработанные в программе для создания презентации – PowerPoint так и готовую мультимедийную продукцию.

         Для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит и к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких  средств происходит заимствованные: готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач, не учитывающие специфику детей с ОНР.

 Прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования:

  • в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде  предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания
  • прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;
  • нацелить обучающихся на  трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;
  • обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-3 недели до планируемого проведения урока, иногда больше);
  • предупредить учеников о критериях оценивания работы:
  • показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу прошу разрешения для её использования;
  • список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя,  чтобы у уч-ся было право выбора;
  • программа реализации задания Word, PowerPoint;
  • объём работы.

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств  сети Интернет:

  1. Поиск материала о каком-либо литературном произведении, творчество поэта или писателя..
  2. Создание мультимедийной презентации по теме .
  3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
  4. Подбор тематических  или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
  5. Подготовка словарной работы. -предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся.
  6. Создание докладов и рефератов по теме.

      Показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности  информационно-коммуникативной деятельности у учащегося с ТНР. 

ПРОБЛЕМЫ:

 усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;

 опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых

технологиях во многом преобладает звук и изображение;

 ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая «дигитализация» – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;

 отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик

получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

 пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;

 опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

 Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

 недостаточная методическая подготовленность учителя в части

использования информационно-коммуникационных и мультимедийных

технологий на конкретном уроке;

 неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

 несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их

дидактической значимости;

 бесплановость, случайность применения ИКТ;

 перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение

урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

 . Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

 При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть  не ниже 300 лк.

 Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.