ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТНР. 

Л.А.Андорная, учитель, педа­гог дополнительного образования СКОШИ №56 г. Екатеринбурга    

 Основное направление работы школы - интерната  №56  – ранняя реабилитация, адаптация и социализация детей с речевой патологией, развитие коммуникативных умений и навыков. Большую работу по данному направлению проводит   педагог дополнительного образования через реализацию различных программ.        Дополнительное образование, как и остальной учебный процесс, решает задачу всесто­роннего развития учащихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие учащихся.

     Правильно организованное дополнительное образование приучает работать не только руками, но и головой. Учащиеся мыслят, наблюдают, сравнивают, сопоставляют. Развива­ется память (слуховая, зрительная, двигательная). Непосредственный контакт с различ­ными предметами (материалами, инструментами, приспособлениями) при выполнении разнообразных операций активизирует мыслительную деятельность учащихся. Иными словами деятельность на занятиях в системе дополнительного образования стимулирует развитие речевых процессов. У учащихся возникает потребность выразить свои мысли, догадки, предложения, задать вопросы.

      Мною была разработана программа по дополнительному обра­зованию «Мягкая игрушка и сувенир», которая реализуется во внеурочное время.

   Занятия в кружке являются весьма необходимыми для формирования и активизации навыков речевого общения, в процессе которого закрепляется и расширя­ется словарь, воспитывается умение подбирать и употреблять слова и выражения, необхо­димых для осуществления общения. Использование специальных приемов коррекции речи является чрезвычайно важным и их выполнение в процессе трудовой деятельности должно быть таким же обязательным, как и усвоение программы по дополнительному об­разованию.

   На занятиях кружка происходит:

* Обучение детей созданию объемного образа через развитие скоординированности и со­гласованности микро - и макродвижений обеих рук. На этой основе, развитие пространст­венного представления о взаимоотношениях объектов, объемности предметов и соотно­шения их частей, развития у детей наблюдательности, зрительной памяти, структурного мышления, фантазии.

* Развитие самооценки и стремления к самосовершенствованию через познание процесса творческого поиска.

*Формирование у детей интереса и потребности к творческой деятельности.

*Художественно - эстетическое воспитание детей, воспитание любви к природе и экологического сознания через передачу  в изготовлении живых и неживых объектов окружающей действительности.

   Программа кружка включает в себя четыре основных отдела:

I «Игрушка» (материалы и инструменты, игрушка – сувенир, мини – игрушка (по од­ной основе), народная игрушка, кукольная перчаточная игрушка, игрушка с проволоч­ным каркасом на 4-х лапках, шариковая игрушка, полунабивная игрушка, новогодняя игрушка из готовых форм, игрушка каркасная на двух конечностях).

II «Сувенир – полезные вещи» (материалы и инструменты, игольница, футляр, каран­дашница, карман, прихватка, кошелек и косметичка, забавная подушка).

III « Сувенир - из бумаги» (материалы и инструменты, новогоднее украшение, маска, открытка).

IV «Сувенир-украшение» (материалы и инструменты, брошь, кулон, бижутерия, кол­лаж).                                                                                                                      

   Занятия с детьми по предложенной программе  способствуют:                               

*Адаптации ребенка к жизни в лично – значимой сфере социально - экономической, социально - политической, культурной через приобщение его к художественно – творческой  деятельности.                                                                                                                    *Организации содержательного досуга.                                                                                   *Созданию комплекса условий для личностного развития ребенка и подготовки его к будущему на основе  развития общечеловеческих качеств, которые всегда и в любой ситуации создают основу для решения всех жизненных проблем и конфликтов.                     

*Развитию в каждом ребенке его творческого начала, эстетическому воспитанию.

   Организация и проведение систематических занятий по декоративно-прикладному творчеству с детьми с тяжелыми нарушениями речи направлены не только на изготовление общественно полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, формирование потребности в изображении предметов и явлений окружающей действительности, а также на развитие навыков моделирования, макетирования, умения работать с инструментами.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи проводится в виде индивидуальных и групповых занятий. При этом следует помнить, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

 Декоративно – прикладное творчество помогает детям изучить традиции народных умельцев, осмыслить нравственное и духовное начало изделий народных мастеров, развивает дизайнерские качества и умение создавать предметы быта, отвечающих как практическим, так и эстетическим потребностям и запросам.

   Через занятия декоративно-прикладными дисциплинами  развивается творческое мышление детей, наблюдательность, память, расширяться их кругозор. Кроме того, занятия в группе призваны воспитывать характер, целеустремленность, настойчивость, учить взаимопомощи. Не исключено, что кто-то из детей найдет свое признание, овладеет своей будущей профессией

Кружок декоративно-прикладного искусства способствует развитию воображения. В работе используются возможности шитья – от изготовления плоскостных изделий до объемных форм. Работа с текстильными материалами дает представление о скрепляющих свойствах нитки и ткани. Дети  изготавливают куклы и игрушки, сочетая свойства различных материалов.
        На занятиях кружка дети и подростки не только знакомятся с цветовыми ощущениями, но и учатся навыкам художественной композиции.
        Любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методами стимулирования и поощрения. Вся учебная деятельность нацелена на поддержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Девиз занятий: «Ты такой, как все, ты все можешь!». Вместе с тем от воспитанников требуется, чтобы они доводили работу до конца и преодолевали определенные трудности. Занятия помогают воспитывать у детей силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело.

Учащиеся с охотой посещают занятия кружка, заинтересованы в создании и презентации своих работ, с любовью относятся к занятиям трудовой деятельностью.